Институт морских исследований Норвегии сообщил о низкой распространенности ключевых патогенов рыб у диких постсмолтов атлантического лосося и морской кумжи. Пробы были взяты в 2023 году в трех норвежских производственных зонах аквакультуры – PO2, PO3 и PO6. Исследование подтвердило, что уровень заболеваемости диких популяций остается на стабильно низком уровне.
Работа проводилась в рамках национальной программы мониторинга лососевой вши. В мае–июне методом траления было выловлено 100 постсмолтов в районах Бокна-фьорда и Хардангер-фьорда. Морская кумжа для анализа была добыта в районе острова Хитра в июне с использованием жаберных сетей и ловушек.
Молекулярное тестирование образцов выявило РНК альфавируса лососевых (SAV) в низких концентрациях у трех постсмолтов, а также единичные случаи обнаружения вируса инфекционной анемии лосося (ISAV) у двух постсмолтов и одной морской кумжи. Ортореовирус рыб 1 (PRV-1) был найден у шести постсмолтов, а вирус миокардита рыб (PMCV) – у девяти особей во всех исследованных локациях. При этом не было зафиксировано ни одного случая бактериальной болезни почек (BKD), вызываемой Renibacterium salmoninarum. Все образцы, давшие положительный результат на вирусы, имели высокие значения Ct (34–40), что указывает на слабую вирусную нагрузку или потенциально ложноположительные результаты.
По итогам исследования ученые пришли к выводу, что распространенность патогенов в популяциях дикого лосося и морской кумжи остается низкой и соответствует данным предыдущих лет. Это свидетельствует о минимальном влиянии на них близлежащих аквакультурных хозяйств.
Тем не менее, исследователи подчеркивают наличие существенных пробелов в понимании взаимодействия между farmed и дикой рыбой. По их заключению, «для более точной оценки и понимания долгосрочного эффекта инфекционного давления со стороны аквакультуры на распространенность вирусов в диких популяциях лосося необходимы временные ряды проб всех жизненных стадий диких лососевых из районов с различной интенсивностью ведения лососеводства». По мнению ученых, такой мониторинг также позволит оценивать изменения, связанные с ростом объемов рыбоводства, повышением вирулентности патогенов, появлением новых болезней и изменением климата.