
Европейская федерация производителей комбикормов (FEFAC) направила официальное письмо председательствующей в Совете ЕС по сельскому хозяйству Дании, в котором выразила крайнюю обеспокоенность по поводу надвигающегося кризиса на рынке сои. По мнению федерации, недавнее предложение Европейской комиссии о «целевом упрощении» Регламента ЕС о вырубke лесов (EUDR) создает непосредственную угрозу срыва поставок этого важнейшего кормового компонента. Рыночная неопределенность, вызванная действиями регулятора, уже привела к резким колебаниям цен на соевый шрот, что подтверждается аналитическими данными FEFAC.
Президент FEFAC Педро Кордеро охарактеризовал сложившуюся ситуацию как «замороженный рынок». Он отметил: «Европейские производители комбикормов снова столкнулись с параличом соевого рынка. Поставщики отозвали предложения на поставки в 2026 году, а оставшиеся предложения на 2025 год стали дефицитными и сопровождаются резким ростом ценовых премий, связанных с EUDR». По его словам, существующие контракты на первую половину 2026 года оказались в зоне правовой неопределенности из–за предложенной комиссией шестимесячной отсрочки проверок и штрафов, что создает хаос в планировании.
FEFAC прогнозирует, что текущая ситуация приведет к серьезным нарушениям в цепочках поставок сои из ключевых регионов–экспортеров. Дополнительные издержки для животноводческого сектора ЕС могут достигнуть 1,5 миллиарда евро. Это не только нанесет удар по фермерам, но и напрямую затронет сектор аквакультуры, где соевый шрот является незаменимым компонентом в производстве кормов для рыбы. Таким образом, действия Еврокомиссии прямо подрывают «Стратегическое видение ЕС в области сельского хозяйства и продовольствия», направленное на повышение конкурентоспособности европейского АПК.
В связи с этим FEFAC настоятельно призывает Совет ЕС и Европейский парламент принять незамедлительные меры для полной отсрочки вступления в силу регламента EUDR для всех участников рынка. Такой шаг необходим, чтобы предотвратить масштабные торговые сбои, избежать дальнейшего роста затрат для животноводства и аквакультуры, а также сдержать инфляционное давление на конечную стоимость продуктов животного происхождения, включая мясо и рыбу.