
Эквадор укрепил свои позиции в качестве крупнейшего мирового производителя и экспортера креветки, демонстрируя в течение последних полутора десятилетий ежегодный рост на уровне 15%. Таких показателей удалось достичь не за счет расширения аквакультурных площадей, а благодаря уникальной схеме выращивания, основанной на собственной генетике, постоянном пересмотре протоколов управления и устойчивых инвестициях в кормление животных.
Этот производственный рост сопровождался грамотным коммерческим менеджментом со стороны переработчиков и экспортеров. Изначально основными рынками сбыта были США и Европа, однако за последние 12 лет ключевым направлением стал Китай. «Сегодня 75% импорта креветки в Китай поступает из Эквадора. Это позволило сектору существенно вырасти за последние семь лет», – отметил исполнительный президент Национальной палаты аквакультуры (CNA) Хосе Антонио Кампосано в интервью для Aquafeed.com. В период с 2019 по 2020 год, благодаря постоянным инвестициям, Эквадор также укрепил свои позиции на рынке США, став вторым по величине поставщиком креветки в страну и все ближе подбираясь к лидеру – Индии.
Несмотря на впечатляющие успехи, конкурентоспособность сектора находится под давлением. Хосе Антонио Кампосано подчеркивает, что долларизированная экономика Эквадора делает его уязвимым к колебаниям курса доллара, в отличие от других стран-производителей. Кроме того, страна лишь недавно начала активно заключать соглашения о свободной торговле, наверстывая упущенное. «С населением в 18 миллионов человек Эквадор не может потребить более 1% своей продукции, поэтому он вынужден размещать ее на различных международных рынках. Ежегодно сектор экспортирует продукцию примерно на 60 рынков по всему миру, что требует огромных усилий, так как каждый рынок предъявляет разные требования к формату и стандартам креветки», – пояснил Кампосано.
Дополнительные трудности создают торговые барьеры, в частности, введенные администрацией Трампа пошлины в размере 15%. Это создает неопределенность для экспортеров, которые вынуждены учитывать возможные изменения тарифов при поставках в США. К внешним факторам добавляются и внутренние: в рамках соглашений с Международным валютным фондом в стране были отменены субсидии на электроэнергию для «крупных потребителей», что привело к росту тарифов на 20% и затронуло всю производственную цепочку. Грядущая отмена субсидий на дизельное топливо также окажет дополнительное влияние на себестоимость продукции.
Отрасль достигла стадии зрелости, на которой поддерживать прежние темпы роста становится все сложнее. До сих пор ответом на вызовы было повышение эффективности за счет инвестиций, однако сейчас, по словам Кампосано, отдача от них сокращается. Несмотря на это, в 2025 году сектор продолжает расти – до августа был зафиксирован прирост почти на 12%. В то же время отрасль внимательно следит за эволюцией китайской экономики. «Мы привыкли к Китаю, который рос на 7–9%. Сегодня, при росте на 3–4%, мы должны удвоить усилия по диверсификации нашего предложения и экспортных направлений», – отметил он.
В ответ на растущие вызовы Эквадор активно внедряет технологии, переходя от полуинтенсивной схемы к «точному» ведению аквакультуры, где производитель становится скорее администратором, чем просто фермером. «Уровень глобальной конкуренции, как финансовой, так и операционной, не оставляет места для кустарного разведения креветок из-за требуемого уровня эффективности», – объясняет Кампосано. В этом процессе все большую роль играют консолидация и интеграция компаний: производители объединяются для совместного экспорта, а экспортеры выстраивают вертикальные цепочки, включая в них и производство.
Важнейшим аспектом стратегии Эквадора является устойчивое развитие. В рамках инициативы Sustainable Shrimp Partnership (SSP) страна работает над улучшением своих стандартов, включая сокращение использования морских ингредиентов в кормах, переход на чистую энергию и снижение воздействия на экосистемы. Эквадор также лидирует в области прослеживаемости и ответственного использования антибиотиков. «Эквадор – едва ли не единственная страна в мире, у которой нет отказов по поставкам и чистая история в части обнаружения медикаментов в креветке. Это проблема, которую другие производители еще не решили», – подчеркивает Кампосано.
Приверженность устойчивому развитию распространяется и на социальную сферу. В Эквадоре ведется работа по внедрению концепции «прожиточного минимума» (Living Wages), чтобы обеспечить всему персоналу достойную заработную плату. «Я не могу представить себе отрасль, которая обсуждает благополучие животных, в то время как в некоторых уголках мира все еще говорят о рабстве в рыболовстве или аквакультуре», – заявил Кампосано.
Главной витриной достижений эквадорской креветочной индустрии станет международная выставка AquaExpo, которая пройдет с 20 по 23 октября в Гуаякиле и соберет делегации из более чем 20 стран. «AquaExpo – это главная витрина эквадорской креветочной промышленности, возможность для бизнеса и шанс показать производственную модель страны, которая отличается от азиатской», – сказала Яхира Пьедраита, исполнительный директор CNA.
В рамках технического конгресса выступят более 60 спикеров, которые обсудят эффективное производство, управление здоровьем и питанием креветок, а также рыночные тенденции и цифровые инновации. В качестве особого гостя выступит бывший сотрудник NASA с докладом о применении космических технологий в аквакультуре. Параллельно во второй раз пройдет мероприятие Race To The Top, посвященное глобальным вызовам устойчивого развития, с участием отраслевых лидеров, в том числе из лососевой индустрии Чили в лице организации Consejo del Salmón.
В этом году торговая выставка AquaExpo International 2025 расширится до двух этажей выставочного центра общей площадью 8000 м². Более 200 компаний представят инновационные продукты и решения. Ожидается, что ежедневная посещаемость превысит 10 000 человек, что делает мероприятие ключевой платформой для обмена знаниями и ведения бизнеса в мировой аквакультуре. «Такая аудитория для мероприятия, посвященного почти исключительно креветке, – это вызов и предмет гордости, отражающий глобальный интерес к эквадорской промышленности», – заключила Пьедраита.